Доклад о результатах правоприменительной практики Управления за 4 квартал 2019 года
10 декабря 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Результаты контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках и в сферах деятельности субъектов естественных монополий

 

В четвертом квартале 2019 г. рассмотрены заявления по признакам нарушения антимонопольного законодательства:

 

В сфере электроэнергетики:

 

1)  Л. – обратилась по вопросам работы трансформаторной подстанции КТП и нарушении Правил технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 (далее – постановление Правительства № 861)  со стороны ПАО «МРСК Северо-Запада». 

1. По вопросу несоблюдения Правил устройства электроустановок.

Контроль Правил устройства электроустановок (ПУЭ) не относится к полномочиям антимонопольных органов. В связи с этим Ваше обращение в части  нарушения ПАО «МРСК Северо-Запада» норм технической безопасности при строительстве и эксплуатации трансформаторной подстанции КТП-212-«Сенопункт», расположенной вблизи жилого дома по адресу: г. Великие Луки, прю Дубравный, д.3, направлено для рассмотрения по подведомственности в управление Ростехнадзора по Псковской области.

2. По вопросу нарушения Правил технологического присоединения к электрическим сетям и привлечению ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности.

В соответствии с частью 2 постановления Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 Федеральная антимонопольная служба наделена полномочиями по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

При несоблюдении Правил технологического присоединения антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Согласно обращению, договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 6193/13 заключен ПО «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» и предыдущим собственником Вашего жилого дома Андреевым В.А. 11.12.2013.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, составляет один год.

Таким образом, срок давности привлечения ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности истек.

В соответствии со статьей 41.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства составляет три года.

Таким образом, также истекли сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

3. По вопросу переподключения жилого дома, без присоединения к КТП-212 – «Сенопункт».

 Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения к электрическим сетям действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств.

В принятии мер антимонопольного реагирования отказано, одновременно разъяснили, что за защитой своих прав по вопросу переподключения Вашего жилого дома к электрическим сетям гражданка вправе обратиться в суд.

 

2) Заявление Великолукского межрайонного отделения АО «Псковэнергоагент», направленное в наш адрес прокуратурой г. Великие Луки на действия гр. Б по препятствованию перетоку электрической энергии на объекты ООО «Инком», ООО «Кран ВЛ», ООО «Уни-Блок», МП Брюсов В.Б., ООО «Союз мастеров», ООО «Анкон», ООО ТД «Альянс-Трейд», расположенные по адресу: г. Великие Луки, ул. Малышева, д. 11.    Установлено следующее.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – ПНД), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2012 по делу № А50-5359/2011 (далее - постановление Президиума ВАС РФ) соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных ПНД.

Вместе с тем, как указано в постановлении Президиума ВАС РФ, опосредованное присоединение, которое в силу положений ПНД обязывает не препятствовать перетоку электроэнергии, не исключает необходимость наличия технологического присоединения.

Согласно абзацу 5 пункта 2 ПНД документами, свидетельствующими о технологическом присоединении, являются акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Согласно поступившему заявлению, 13.08.2019 в 14.55 час. гр. Б произведено отключение подачи электрической энергии путем выключения общего выключателя нагрузки на распределительном устройстве РУ-4, расположенном в здании по адресу:  ул. Малышева, д. 11, в результате чего подключенные через РУ-4 потребители были обесточены. Акт об отключении не представлен.

Как следует из материалов, полученных в ходе рассмотрения заявления, на дату отключения, 13.08.2019, на рассматриваемом участке ни один из перечисленных субъектов, включая Багнюка В.Н., не были присоединены к электрическим сетям в установленном порядке. Согласно информации филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» никто из «пострадавших» за опосредованным присоединением к сетям филиала не обращались. Договоры о передаче электрической энергии, заключенные по адресу: г. Великие Луки, ул. Малышева, д. 11, отсутствуют. 

Более того, само здание также не подключено к электрическим сетям (по документам).

Договоры энергоснабжения имеются также не со всеми лицами.

Также не получило документального подтверждения наличие в собственности Б электрооборудования.

Анализ полученных материалов свидетельствует о том, что на дату отключения электроэнергии, указанную в заявлении (13.08.2019), документы о технологическом присоединении указанных лиц, в том числе опосредованно   посредством оборудования, принадлежащего Б  , отсутствовали. Таким образом, обязательства со стороны Б. по передаче электрической энергии отсутствовали.  

По информации, полученной от ИП Бр и ООО «Кран ВЛ», подача электроэнергии возобновлена.

 Учитывая изложенное, Псковским УФАС России при рассмотрении заявления не установлено нарушений Правил недискриминационного доступа. Основания для привлечения Б к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ отсутствуют.  

Одновременно мы обратилось в прокуратуру г. Великие Луки с просьбой о проведении проверки совместно с Управлением Ростехнадзора по Псковской области с выездом на место для проверки фактического подключения и технической возможности энергоснабжения указанных лиц.

 

          3) И обращение в прокуратуру Псковской области,  поступившее в наш адрес из Северо-Западного управления Ростехнадзора по вопросу заключения договора энергоснабжения.

Согласно обращению и полученным материалам, принадлежащий заявителю жилой дом, расположенный по адресу: Псковская обл., Невельский р-н, Ивановская волость, д. Марьино, д. 32, подключен к электрическим сетям ПАО  «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» опосредованно через  электрические сети СНТ «Марьино». Оплату за пользование электрической энергией заявитель производила владельцу соседнего дома, к которому подключен ее дом.

Когда она обратилась в Производственное отделение «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» с заявкой на технологическое присоединение указанного жилого дома, после проведенной проверки специалистами  филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» было установлено, что ее дом опосредованно подключен от сетей СНТ «Марьинское».

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер. Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861, действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств.

Таким образом, по вопросу технологического присоединения со стороны филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» нарушений действующего законодательства не установлено.

По вопросу заключения договора энергоснабжения было рекомендовано обратиться в Великолукское МРО «Псковэнергоагент», что гражданкой и было реализовано.

Следует иметь ввиду, что:

В соответствии со статьей 540 Гражданского кодекса РФ договор энергоснабжения считается заключенным с момента присоединения объекта. Действительность договора не зависит от оформления письменного соглашения.

Для заключения договора в письменной форме любой потребитель может обратиться в энергоснабжающую организацию (п.25 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354). 

 

4) В обратился по вопросу начисления управляющими организациями платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах и в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.2016 № 73-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01 января 2017 года плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включается в состав платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ установлены исключения, в соответствии с которыми размер платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется, исходя из показаний общедомовых приборов учета. К таким исключениям отнесены случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в  многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, исходя из показаний общедомовых приборов учета.

Контроль за деятельностью управляющих организаций по начислению платы за коммунальные ресурсы, в частности по начислению платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, не относится к компетенции Псковского УФАС России. В связи с этим данное обращение было направлено по подведомственности в Комитет по региональному контролю и надзору.  

Приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 22.05.2017 № 54-ОД были утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Решением Псковского областного суда от 27.07.2018 по делу № 3а-21/2018 указанный выше приказ был признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, в части установления нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Суд обязал   Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства в течение 1 месяца принять новый нормативный акт, устанавливающий норматив потребления.

Соответствующие нормативы с учетом решения суда были пересчитаны и утверждены в связи с передачей полномочий приказом Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от 05.11.2019 № 77-н.

В соответствии с пунктами 2, 5  Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим. В случае непринятия заменяющего нормативного правового акта спор о взыскании задолженности за поставленные ресурсы рассматривается с участием регулирующего органа.

В силу пункта 8 указанного Постановления, если иное не установлено законом или иным правовым актом и не вытекает из существа отношений, разъяснения, содержащиеся в настоящем постановлении, также подлежат применению при рассмотрении споров об оплате коммунальных услуг (ресурсов) в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлены цена на эти услуги или нормативы потребления коммунальных услуг.

 

Псковское УФАС России в соответствии с полномочиями проверило действия гарантирующего поставщика АО «Псковэнергосбыт» по начислению платы за электрическую энергию, поставляемую в многоквартирный жилой дом № 13 по ул. Рокоссовского в г. Пскове. Объемы электроэнергии выставляются по общедомовому прибору учета.

Из общего объема учтенной электроэнергии АО «Псковэнергосбыт» вычтены объемы электроэнергии по показаниям индивидуальных приборов учета собственников жилых помещений, вычтены объемы электроэнергии, поставленной ОАО «Псковская ГТС», ООО «Телесети плюс», ИП Новиков. В результате получен объем электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, предъявленный для оплаты ООО «УК «Жилсервис».

На основании изложенного в соответствии с полномочиями нарушений антимонопольного законодательства в отношении АО «Псковэнергосбыт» Псковским УФАС России не установлено. А с управляющей компанией нужно разобраться собственникам, принять решение о расчетах по прибору учета и потребовать объяснения по выставленным счетам. В противном случае – полномочия жилнадзора.

Также в наш адрес поступило аналогичное обращение жительницы г. Пскова с просьбой перерасчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды, таких полномочий нет, это гражданско-правовые отношения, мы не можем выдать предписание о возмещении ущерба, перерасчету – только суд. Мы перенаправили данное обращение в Прокуратуру Псковской области для принятия мер прокурорского реагирования (или в суд по защите неопределенного круга лиц). 

 

 

В сфере газоснабжения и подключения к газовым сетям

 

1) от Е   поступило заявление о несоответствии формы договора, заключенного ООО «ГазРесурс», типовой форме договора о технологическом присоединении (подключении) к сетям газораспределения.

 Порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Правила № 1314).

Исполнителем является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства (пункт 2 Правил № 1314).

В соответствии с п.3 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения заключается по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713. 

ООО «Газресурс» не является газораспределительной организацией, т.е. не владеет сетью газораспределения в месте нахождения присоединяемого объекта: жилой дом № 6 по ул. Освободителей в г. Пскове. Данный факт подтвержден вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Псковской области по делу № А52-1370/2019. Следовательно, на дату заключения договора  от 25.09.2018 №ГР-126/18 ООО «Газресурс» не являлось газораспределительной организацией, или исполнителем в рамках Правил № 1314, а значит, Правила № 1314 к рассматриваемым правоотношениям не применимы. Таким образом, требования правил № 1314 и постановления Правительства № 713 о типовой форме договора в рассматриваемой ситуации на ООО «Газресурс»  не распространяются.

 Договор от 25.09.2018 №ГР-126/18 по выполнению работ по врезке и пуску газа по адресу: г. Псков, ул. Освободителей, д. 6 заключен гражданином и ООО «Газресурс»  в гражданско-правовом порядке.

В силу ст. 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в тои числе статьей 9.21 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

На основе изложенного при рассмотрении заявления Псковское УФАС России не установило нарушений порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, предусмотренного Правилами № 1314 в части несоответствия типовой формы договора, основания для привлечения ООО «Газресурс»  к административной ответственности в соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ отсутствуют.

 

2) рассмотрено заявление М о нарушении антимонопольного законодательства со стороны АО «Газпром газораспределение Псков» путем нарушения срока технологического присоединения к газораспределительным сетям.

Из материалов заявления следует, что 12.07.2018 между М. и АО «Газпром газораспределение Псков» был заключен Договор № 02/22/37 934Н184/2 018 от 12.07.2018 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения принадлежащего ей жилого дома, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Псков, ул. Пр на земельном участке с КН 60:27:00301).

 Согласно п. 3 Договора срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капительного строительства и пуску газа составляет 9 месяцев со дня заключения Договора. Срок исполнения обязательств по договору – 12.04.2019.

  После обращения в УФАС работы были выполнены и окончательное присоединение завершено 26.09.2019.

  Нарушение сроков ГРО объясняет подписанием дополнительного соглашения с заявителем о продлении срока.

01.03.2019 было заключено доп. соглашение о продлении срока.

Правила присоединения № 1314 устанавливают срок присоединения 9 месяцев, доп. соглашение или продление сроков не предусмотрено.

По результатам рассмотрения вынесено постановление о привлечении АО «Газпром газораспределение Псков» к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. руб. Постановление обжаловано в Арбитражном суде, находится в стадии рассмотрения.

 

3) поступают устные и письменные обращения граждан в отношении действий АО «Газпром газораспределение Псков» при проведении технического обслуживания и ремонта внутриквартирного газового оборудования (далее – ТО ВКГО). Заявители считают, что стоимость услуг по ТО ВКГО завышена, условия договора по периодичности выполнения работ нарушаются.

Обращения рассматриваются, направлен запрос АО «Газпром газораспределение Псков» о представлении калькуляции на услуги по ТО ВКГО. Изучаем рынок, какие организации могут еще проводить ТО, их цены.

Результаты будут размещены на сайте.

 

Контроль цен на нефтепродукты,реализуемые на АЗС.

 

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ФАС России в рамках полномочий осуществляет контроль цен на нефтепродукты, реализуемые на АЗС. Начиная с июня 2018 года, Псковским УФАС России в ежедневном режиме осуществляется мониторинг розничных цен АЗС крупных операторов рынка – ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт»,  ООО «Псковнефтепродукт», ООО «Петербургская топливная компания». Как известно, по достигнутому соглашению с 30 мая 2018 года цены были «заморожены». По данным проводимого мониторинга в Псковской области цены на автомобильный бензин АИ-92, АИ-95 у перечисленных операторов с 30 мая 2018 г. до 22.12.2018 оставались неизменными.

Правительством Российской Федерации приняты меры по сдерживанию цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. В соответствии с протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. от 31.10.2018 № ДК-П9-206пр для предприятий нефтепродуктообеспечения установлены индикативные уровни цен по видам топлива и по регионам РФ.  Действуют такие уровни и в Псковской области. ФАС поручено контролировать соблюдение предельных уровней и в случае превышения принимать меры. Розничные цены реализации нефтепродуктов на АЗС Псковской области не превышают установленные Правительством РФ индикаторы.

Указанным протоколом установлено, что темп роста розничных цен на реализуемые нефтепродукты с 1 января 2019 года не должен превышать 1,7 процента (с учетом увеличения ставки НДС), с 1 февраля 2019 г. – более прогнозного среднегодового уровня инфляции в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год (это, как известно, 4,6%).

При каждом повышении цен управление просит операторов рынка представить обоснование с документальным подтверждением и в случае необоснованного повышения может рассмотреть действия на наличие нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены.

По данным проводимого мониторинга в Псковской области в 2019 году нефтяные компании повышали цены с периодичностью примерно один раз в месяц – в два месяца в пределах, установленных Правительством РФ (не выше 1,7%). На настоящий момент цены с 1 августа 2019 г. не повышали ни Лукойл, ни Псковнефтепродукт. У ПТК зафиксировано повышение на АИ-92 на 0,20 руб., или 0,5%. Других изменений до настоящего момента не происходило. В ноябре зафиксированы разовые повышения цен на АЗС Псковнефтепродукта и ПТК.

21 ноября 2019г. в рамках Недели конкуренции в управлении состоялось рабочее совещание «Круглый стол» по вопросам ценообразования на рынке автомобильного топлива».

В совещании приняли участие представители отделения Банка России и топливных компаний ООО «Псковнефтепродукт», ООО «Петербургская топливная компания».

В ходе совещания обсуждалась ситуация с ценами на рынке автомобильного топлива в свете достигнутых в 2018 г. соглашений Правительством Российской Федерации по сдерживанию роста цен на топливо. Ситуация в Псковской области остается стабильной, контрольные цифры, определенные Правительством, выполняются.

          Отмечалось, что Банк России анализирует динамику цен на нефтепродукты при оценке инфляционных процессов в экономике.

Представители нефтяных компаний констатировали, что принятые меры на правительственном уровне привели к стабилизации цен поставщиков топлива и позволили стабилизировать ценовую ситуацию в розничном секторе.

Изменение цен на АЗС связано с увеличением затрат, в первую очередь, транспортных расходов. Так, было отмечено, что в текущем году произошло резкое увеличение тарифов РЖД на перевозки нефтепродуктов в связи с изменением логистики.

На совещании были затронуты вопросы, связанные с качеством топлива, так называемым «серым» топливом.  Нарушать стандарты стало невыгодно для топливных компаний – штрафы за некачественное топливо составляют 3 процента от оборота, но не менее 500 тысяч рублей.

Результаты совещания и вопросы, которые были поставлены антимонопольной службе, будут рассмотрены в пределах компетенции.

 

В сфере обращения с ТКО

 

Поступило заявление ООО «Микрорайон № 5» в отношении действий ООО «Экопром» по навязыванию управляющим организациям заключения отдельного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами  (далее – ТКО).

По вопросу заключения договора на вывоз растительных отходов (спиленные ветки).

Действующим законодательством не предусмотрено заключение отдельного договора на вывоз растительных отходов. По смыслу определения, приведенного в Законе № 89-ФЗ растительные отходы к ТКО не относятся, а относятся к отходам производства и потребления:

- отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления.

В соответствии с пунктом 1 положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219, разъяснения о деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями Минприроды, представленными письмом  Комитета по строительству и жилищно-коммунального (вх. № 2076р от 09.10.2019), применение понятия ТКО к отходам, образующимся при содержании зеленых насаждений, в том числе на придомовой территории МКД и жилых домов не соответствует определению ТКО согласно Закону № 89-ФЗ по основному признаку как отходов, образующихся в жилых помещениях.

Обращение с такими видами отходов должно осуществляться на основании отдельных договоров, оно не относится к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором.

Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО – отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Таким образом, заключение отдельного договора с региональным оператором на вывоз растительных отходов законодательством не предусмотрено, по смыслу понятий, установленных Законом № 89-ФЗ, растительные отходы не относятся к ТКО, следовательно, управляющая организация вправе самостоятельно определить способ вывоза данных отходов. В то же время, законодательством не запрещено обеспечение обращения региональным оператором с иными видами отходов, однако оно должно осуществляться по нерегулируемой цене (не за счет единого тарифа на услугу регионального оператора).

 

Предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства

Выдано предостережение и.о. генерального директора ФКР:

В связи с публичным заявлением и.о. генерального директора Фонда капитального ремонта Псковской области, озвученном 22 октября 2019 года в эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове и опубликованном 22.10.2019 в электронном периодическом издании «Псковская Лента Новостей», о  намерении ограничить количество подрядных организаций при проведении работ по капитальному ремонту, а именно: «От подрядчиков, которые пришли зарабатывать, будем избавляться», Псковское УФАС России на основании статьи 25.7 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предостерегает от совершения планируемых действий, если при этом будут нарушены антимонопольные требования к торгам и созданы условия для ограничения или устранения конкуренции путем координации участников рынка, в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

    

 

 

 

 

 

 

Судебная практика:

В стадии рассмотрения в Арбитражном суде Псковской области находятся дела:

  1. А52-1159/2019 – по обжалованию решения и предписания в отношении ФГУП «Главный центр специальной связи» (монопольно высокая цена);
  2. А52-3982/2019 – решение и предписание в отношении ООО УО «ТЭЗиИС» (координация операторов связи);
  3. А52-3508/2019 – решение и предписание в отношении ООО «Диамант» (прекращение поставки теплоэнергии и нарушение порядка ценообразования);
  4. А52-4624/2019 – решение в отношении МП Водоканал г. Великие Луки (прекращение оказания услуг водоотведения предприятию-банкроту по причине задолженности, в связи с чем ущемлены права добросовестных потребителей).
Приложенные файлы
О_проекте_Национального_плана_развития_конкуренции_на_2021-2025_годы-1575986889.ppt (852,0 КБ)
Контроль_соблюдения_требований_закона_о_торговле-1575986889.ppt (499,5 КБ)
Реклама_и_недобросовестная_конкуренция-1575986889.ppt (2,6 МБ)
госзаказ_4_квартал_2019-1575986889.ppt (2,2 МБ)
Вопросы_судебной_пр.__4_квартал-1575986889.ppt (1,9 МБ)
Наверх