Доклад: Законодательство о рекламе. Результаты ежедневного мониторинга торговых сетей по выявлению необоснованного роста цен на социально значимые продукты во 2 квартале 2020 года.
18 июня 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад на тему:

 

  1. Законодательство о рекламе.

 

  1. Результаты ежедневного мониторинга торговых сетей по выявлению необоснованного роста цен на социально значимые продукты во 2 квартале 2020 года.

 

Реклама:

 

Возбуждено 3 дела (13) по признакам нарушения законодательства о рекламе:

 

ч. 1 ст. 18  – 2 дела

п.1 ч.3 ст. 5 – 1 дело. В отношении ООО «Клиника инструментальной хирургии»:

Актом осмотра от 10.04.2020 зафиксировано текстовое содержание рекламного ролика: «Современные лазеры без разрезов и болей. Инновационный сосудистый центр. Ведущая клиника лечения варикоза.»

Использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

 

Принято 11 (16) решений по ранее возбужденным делам, в том числе 3 дела прекращены в связи с не подтверждением факта нарушения. Выдано 5 предписаний обязательных для исполнения.

         Из них 2 материала по признакам нарушения части 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38 «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) при размещении в сети Интернет информации о незарегистрированных в РФ лекарственных препаратах. По информации официального сайта Росздравнадзора, препараты рекламируемые  в соц. сетях физлицами, не включены в государственный реестр лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации.

По заявлению гражданина была установлена информация следующего содержания: «Замучили: кашель, насморк, аденоиды? Пенсионерам -15%», а так же в окне первого этажа информация: «Соляная пещера Сольера. Основания для посещения: ЛОР-заболевания, заболевания органов дыхания, профилактика вирусных инфекций, ослабленный иммунитет, кожные заболевания, аллергия, «синдром менеджера», депрессия, неврозы, бессонница.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

Комиссией было установлено, что услуга предоставляемая методом «Соляной пещеры» не является медицинской. Следовательно, реклама по посещению и использованию «Соляной пещеры», не должна указывать на лечебные свойства и положительное влияние на течение болезни, так как на данный вид деятельности не является медицинским видом деятельности.

По результатам рассмотрения дела данная реклама была признана ненадлежащей и выдано предписание о ее демонтаже.

 

Возбуждено 3 административных дела  по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

 

135-ФЗ:

 

За 1 квартал выдано 1 предупреждение в адрес Администрации г. Пскова.

        

Согласно сведениям из Реестра выданных разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Псков» установка и эксплуатация данной рекламной конструкции осуществляется на основании выданного Администрацией города Пскова разрешения (Постановление № 40 от 22.01.2016) сроком действия до 25.05.2019.

         В соответствии с пп. е) п. 1) ч. 1 ст. 2 Решения Псковской городской Думы от 15.07.2011 № 1829 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Псков» в полномочия Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пскова входит осуществление проверок правомерности установки и (или) эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Псков» в порядке, установленном Администрацией города Пскова.

         Согласно информации предоставленной Заявителем рекламная конструкция не демонтирована.

Установлены признаки нарушения Администрацией города Пскова антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в неисполнении обязанности по выдаче предписания на демонтаж рекламной конструкции по адресу: г. Псков, ул. Юбилейная (четная сторона) на пересечении с Красноармейской наб. (четная сторона) (№ 117 в Схеме размещения) эксплуатируемой без разрешения.

 

 

Мониторинг:

В соответствии с поручением ФАС России Псковским УФАС России осуществляется ежедневный мониторинг торговых сетей по выявлению необоснованного роста цен на социально значимые продукты, перечень которых установлен  Постановлением Правительства РФ № 530 от 15.07.2010 г. Мониторинг осуществляется путем ежедневной фиксации цен в магазинах сетевой торговли федеральных и региональных сетей. С момента начала мониторинга по настоящее время фактов роста розничных цен на тридцать и более процентов в течение тридцати календарных дней подряд не выявлено.

За период с января по май 2020 года в адрес Управления поступило 7 заявлений по вопросам ценообразования на продукты питания и лекарственные средства:

- по вопросу роста цен на хлебобулочные изделия ОАО «Псковский Хлебокомбинат». Управлением сделан запрос в адрес ОАО «Псковский Хлебокомбинат» по факту повышения цен на хлебобулочные изделия из ржаной муки. В ответ на запрос ОАО «Псковский Хлебокомбинат» пояснил, что за период с июля по декабрь 2019 года значительно выросла цена на ржаную обдирную муку у поставщиков, рост составил в среднем 22%;

- обращение Попова А. по повышению цены на лекарственный препарат с торговым наименованием «Артра №120» в г. Великие Луки. По результатам обращения выявлены поставщики данного препарата в г. Великие Луки. Увеличение стоимости препарата было временным и носило обоснованный характер;

Согласно действующему законодательству Российской Федерации как оптовые, так и розничные цены на потребительские товары не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле).

Так, согласно частям 5, 6 статьи 8 Закона о торговле в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем 90 календарных дней.

Обращаем внимание, что вмешательство ФАС России в ценообразование на не социально значимые продовольственные товары возможно в случае, если повышение цены является следствием злоупотреблений. Информацию об обнаруженных нарушениях, не связанных с антимонопольным законодательством, мы передаем в правоохранительные органы.

 

Имбирь:

ФАС России фиксирует стабилизацию розничных цен на имбирь.  Резкий скачок цен был вызван действиями спекулянтов и недобросовестных торговцев, распространением в интернете и СМИ недостоверных сведений о свойствах имбиря в профилактике и лечении COVID-19.

Это, в свою очередь, повлекло ажиотажный спрос на товар и установление некоторыми магазинами цен в диапазоне 3000-7000 рублей.

Преодолеть его удалось благодаря рыночным механизмам: из Китая стал поступать имбирь по более дешевым ценам, чем имеющийся на складах.

Сегодня в торговых сетях субъекта цена на имбирь составляет 1250/кг

 

Лимоны:

На стоимость лимонов одновременно повлиял целый ряд факторов: сокращение экспорта продукта до 41% и увеличение цены импортерами до 57,7%. Усугублялась ситуация распространением недостоверной информации о его лечебных свойствах в отношении COVID-19.

По состоянию на сегодн. день цены на лимоны в ведущих торговых сетях составляют от 100-120 рублей за кг.

Уровень розничных цен на лимоны, с учетом того, что импортеры повысили отпускные цены, находится на приемлемом рыночном уровне.

 

В соответствии с поручением ФАС России Псковским УФАС России проведено 7 выездных внеплановых проверок в торговых и аптечных организациях г. Пскова с целью выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства и установления необоснованно завышенных цен на медицинские маски и дезсредства. Проверочные мероприятия проведены в МП и ООО

По результатам проверки необоснованно высоких цен на медицинские маски в аптечных сетях г. Пскова не установлено.

 

         Так же по поручению ФАС России начиная с 30.03.2020 Псковским УФАС России осуществляется ежедневный мониторинг цен на медицинские маски, в том числе в выходные дни. Мониторингу подлежат только защитные медицинские маски двухслойные/трехслойные/четырехслойные нестерильные одноразовые из нетканых материалов на резинках/завязках (за исключением масок с клапанами, фильтрами, орнаментом, декором и т.п.) имеющие регистрационное удостоверение. Маски, производство которых осуществляется в соответствии с ТУ (технические условия), мониторингу не подлежат. Информация  с результатами в ежедневном режиме направляется в ФАС России.

         Товар «маска медицинская» не входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р, в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», а также постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 г. № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов». Величина наценки на данный товар законодательством не регулируется.

         Согласно ч. 7 ст. 55 Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010 г. аптечные организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать, в том числе и медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены.

         Цены на препараты, входящие в перечень ЖНВЛП, а это в том числе общеукрепляющие, противовирусные препараты, антибиотики, подлежат государственному регулированию и не могут быть выше предельных отпускных цен, зарегистрированных фармкомпаниями, с учётом предельных значений установленных надбавок

Так же, продажа медицинских масок может осуществляться и иными торговыми организациями (продуктовые и промтоварные магазины, заправки т.д.).

Учитывая, что на конкурентных рынках цены формируются исходя из соотношения предложения товара и потребительского спроса, повышение цен на медицинские маски и антисептики вызвано образовавшимся их дефицитом.

В рамках своих полномочий Псковское УФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен медицинские маски.

В марте – апреле этого года были осуществлены проверки аптечных организаций на предмет необоснованного увеличения цен. Установлено, что увеличение розничной стоимости происходило в связи с повышением закупочной цены. При этом размер наценки на данный товар в разных аптеках не изменился и остался на уровне января-февраля 2020 года. Случаев установления необоснованно высоких цен не выявлено.

По результатам мониторинга на данный момент максимальная выявленная розничная цена на медицинскую маску (имеющих регистрационное удостоверение) составляет 34 рубля. Причем при снижении спроса сохраняется дефицит на данный вид масок. Минимальная цена на такие маски составляет 24,7 рубля за штуку.

Максимальная цена на маски, производство которых осуществляется в соответствии с ТУ, составляет от 25 до 82 рублей в зависимости от района Псковской области.

В ходе проверочных мероприятий Управления среди розничных продавцов и оптовых поставщиков товаров Псковской области случаев установления необоснованно высоких цен  и какого-либо спекулятивного  поведения характерного для сговора среди участников рынка не выявлено.

Наверх