Доклад на тему: Реформирование унитарных предприятий
18 июня 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Публичные обсуждения

результатов правоприменительной практики

Псковским УФАС России 18.06.2020

 

Доклад на тему: Реформирование унитарных предприятий.

 

         Добрый день уважаемые коллеги, сегодня расскажу вам о реформе унитарных предприятий. Сейчас этот вопрос является актуальным, вы знаете, что с 8 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 485-ФЗ об ограничении деятельности и запрете деятельности унитарных предприятий, возникает достаточно много вопросов, поэтому постараюсь осветить основные направления, связанныес реализацией данного закона.

 

Слайд 2.

         С чем связано принятие данного закона. По оценкам которые делает ФАС России, в том числе исследованиям которые проводятся общественными организациями, аналитическими центрами, ФАС России пришел к выводу, что не смотря на предпринимаемые меры по развитию конкуренции данных мер оказывается не достаточно и необходимы кардинальные изменения направленные на снижение доли государственного участия в экономике, в частности доли государственных и муниципальных унитарных предприятий которые оказывают негативное влияние на развитие конкуренции, а во многих, потенциально конкурентных сферах, где присутствуют унитарные предприятия частный бизнес либо отсутствует, либо его присутствие не достаточно, выявляются и фиксируются случаи ухода от конкурентных процедур с использованием унитарных предприятий и неэффективный расход бюджетных средств.

 

Слайд 3.

Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 года № 618 «Об утверждении Национального плана развития конкуренции на 2018-2020 годы» были поставлены задачи по сокращению доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках и в соответствии с Указаниями Президента РФ от 02.09.2019, 24.07.2019, Распоряжением Правительства РФ от 16.08.2018 № 1697-р были приняты решения о запрете деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках. В связи с чем, ФАС России был подготовлен соответствующий законопроект, и как уже было сказано, данный законопроект был принят и с 8 января 2020 года вступил в силу.

 

Слайд 4.

По своей сути реализация данного закона делиться на 2 основных блока:

1 блок связан с созданием унитарных предприятий;

2 блок связан с ограничением деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках.

Что касается создания унитарных предприятий. Все эти нормы вступили в силу с 8 января 2020 года. То есть в настоящее время, запрещается создание унитарных предприятий, либо изменение их видов деятельности за исключением тех случаев, которые установлены законом.

Это случаи когда:

- Федеральным законом, либо актом Президента или Правительства РФ разрешена деятельность унитарных предприятий в определенной сфере (например закон об обороте наркотических средств где имеется прямая норма о том, что данную деятельность осуществляет унитарное предприятие либо учреждение).

- случаи, когда деятельность унитарного предприятия направлена на обеспечение деятельности ФОИВ для нужд обороны и безопасности;

- в сферах естественных монополий;

- в районах Крайнего Севера;

- в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

- за пределами территории Российской Федерации;

- в области обращения с радиоактивными отходами.

Также необходимо отметить, что унитарное предприятие не может быть создано путем преобразования организаций иных организационно-правовых форм. То есть не только создание вновь существующей организации не допускается, но и преобразование существующих в унитарное.

 

Слайд 5.

Имеется одно дополнительное исключение, которое может быть использовано при необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, либо недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения.

В этих случаях высшее должностное лицо субъекта вправе обратиться с соответствующем представлением в Правительство РФ с мотивированным обоснованием необходимости создания такого унитарного предприятия и решением Правительства РФ создание такого предприятия может быть разрешено, при этом срок для принятия такого решения не должен превышать 2 месяца.

 

Слайд 6.

2 блок, связанный с общим запретом деятельности на конкурентных рынках.

На что следует обратить внимание.

Помимо исключений, которые предусмотрены для создания унитарного предприятия, в части осуществления деятельности тех предприятий, которые уже были созданы до 8 января 2020 года, то есть до вступления данного закона в силу предполагается еще одно условие:

Во первых запрещается деятельность на конкурентных рынках и правило не более 10% выручки на иных товарных рынках, это когда унитарное предприятие может осуществлять деятельность например в сфере естественной монополии (то есть попадает под исключение) но при этом может осуществлять деятельность на конкурентном рынке если выручка от такой деятельности не превышает 10 %.

Правило «десяти процентов» не распространяется на предприятия созданные:

- В соответствии с федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ

- на предприятия для обеспечения деятельности ФОИВ для нужд обороны и безопасности;

- и на предприятия в области обращения с радиоактивными отходами.

То есть в данных случаях правило десятипроцентного рынка не распространяется.

 

Слайд 7.

Какие механизмы антимонопольного контроля будут приниматься в целях мониторинга за реализацией данного закона.

С одной стороны законом предусмотрено право собственника (ОМСУ, ОИВ) обратиться в антимонопольный орган с запросом о возможности создания унитарного предприятия. Антимонопольный орган обязан в течении 30 дней данный запрос рассмотреть и дать свое заключение о соответствии либо не соответствии антимонопольному законодательству по созданию такого унитарного предприятия.

Какие меры будут приниматься принимать в случае установления нарушения установленных законом запретов.

1. Выдача соответствующего предупреждения, причем предупреждение может выдаваться как органу власти, так и унитарному предприятию направленное на прекращение осуществления деятельности связанной с нарушением закона.

В случае неисполнения предупреждения возбуждается дело о нарушении антимонопольного законодательства и в случае установления нарушения и в случае неисполнения предписания за этим соответственно следует штраф.

Также, антимонопольный орган вправе обратиться в суд с соответствующим иском о прекращении деятельности унитарного предприятия либо о его ликвидации.

 

Слайд 8.

При установлении нарушения антимонопольным органом необходимо определять доли унитарного предприятия на соответствующем товарном рынке, соответственно для этих целей будет проводиться анализ товарного рынка. Данный анализ будет проводиться в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220. Соответственно если на рынке один хозяйствующий субъект, то рынок не конкурентный. Если 2 и более, то рынок признается конкурентным.

 

Слайд 9.

На слайде представлены виды предписаний, которые могут выдаваться антимонопольным органом, в частности:

- Предписание ОИВ о ликвидации унитарного предприятия – если не осуществляет разрешённые для создания виды деятельности;

- Предписание о прекращении предприятием отдельных видов деятельности, которые подпадают под исключение – если предприятие осуществляет разрешенные для создания виды деятельности.

Соответственно и унитарным предприятиям - Предписание о прекращении деятельности, которая осуществляется с нарушением Закона о защите конкуренции.

 

Слайд 10.

Закон вступил в силу с 8 января 2020 года, соответственно все запреты которые распространяются на создание унитарных предприятий также вступили в действие.

Что касается осуществления деятельности либо ограничений связанных с осуществлением деятельности, то здесь предусмотрен переходный период до 1 января 2025 года, то есть время, в течении которого необходимо подготовить и принять решение о том, что делать с унитарным предприятием если его деятельность подпадает под действие антимонопольного запрета.

Здесь речь идет не только о ликвидации унитарного предприятия, можно осуществить преобразование унитарного предприятия как в бюджетные учреждения так и в другие формы, это акционерные общества либо общества с ограниченной ответственностью, даже со 100% долей государственного участия. Не обязательно производить приватизацию, продажу, передачу частным компаниям, а данное предприятие можно сохранить со 100% государственным участием просто изменив его правовую форму.

 

Слайд 11.

Во исполнение принятого закона даны соответствующие поручения как центральному аппарату ФАС России так и территориальным органам по организации взаимодействия с органами власти обеспечение соответствующей информационной поддержки по реализации данного закона, на сайте ФАС России в разделе Национальный план создана специальная вкладка реформа унитарных предприятий где размещаются все ответы на вопросы связанные с разъяснениями, а также отдельные ответы по созданию унитарных предприятий.

Подготовлены методические рекомендации для территориальных органов о применении данного закона.

Направлены запросы в адрес высших должностных лиц с просьбой подготовить соответствующие планы мероприятий по реформированию унитарных предприятий и представить их в центральный аппарат ФАС России до 1 июля 2020 года. Это сделано для того чтобы было понимание в какие сроки и кто должен провести инвентаризацию, какие средства и действия для этого необходимо совершить, чтобы потом в оперативном порядке не решать вопросы стем, что делать с унитарным предприятиями для того чтобы не попасть под ответственность в связи с нарушением антимонопольного законодательства.

 

Спасибо за внимание!

Приложенные файлы
Доклад_Реформирование_унитарных_предприятий_ААН-1592818741.docx (26,8 КБ)
Наверх