Доклады к публичным обсуждениям правоприменительной практики
21 декабря 2021, 19:37
Тип документа:
Доклады

В Псковском УФАС России 18 ноября прошли публичные обсуждения правоприменительной практики за 2021 год.

Открыла мероприятие руководитель ведомства Ольга Милонаец. Она остановилась на основных направлениях, которыми УФАС занималось в этом году и о планах работы на будущее, рассказала о “болевых” точках и проблемах.  


Отдельно Ольга Милонаец рассказала о нацплане развития конкуренции и важности принятия этого документа: За каждой строчкой стоит большая работа центрального аппарата ФАС России, который постоянно находится на “горячей линии” с органами власти, с губернаторами. Это большая совместная работа регионов на благо развития конкуренции”, - подытожила она. 

(с 13 мин.) Руководитель ведомства также отметила тренды 44-ФЗ, работу по цифровизации всех процессов. “Без разработки цифрового антимонопольного пакета нам не обойтись, потому что географически границы рынков размываются и не всегда возможно определить ту компанию, которая действительно имеет огромные продажи и обладает монополистическим положением и злоупотребляет экономической властью. Новым руководителем ФАС России Максимом Шаскольским поставлена задача мониторить состояние конкуренции в регионе. Если раньше это задача стояла только перед губернаторами, а мы только контролировали, то теперь это совместная задача. Теперь ставится задача знать конкретные цифры развития конкуренции на тех или иных рынках”, - сказала Ольга Милонаец.


(с 14 мин). Отдельно руководитель УФАС остановилась на вопросе борьбы  с “профессиональными жалобщиками” на госзакупки. “Ищем пути, каким образом с этим бороться. Уже предусмотрели универсальную предквалификацию, т.е если закупка на сумму более 20 млн руб, то с 1 января 2022 года подать жалобу на нее сможет только профессиональный участник рынка, у которого есть опыт, подтвержденный контрактами. Надеемся на принятие поправок в рейтинги репутации от жалобщиков. Этот рейтинг формируется на основании тех контрактов, которые есть в ЕИС. Пока отрабатываются замечания и предложения по этому направлению”, - резюмировала Ольга Милонаец. 


(С 17 мин). В ходе своего доклада Ольга Милонаец напомнила про оптимизационный пакет поправок по 44-ФЗ с января 2022 и рассказала о том, где можно получить подробную  информацию об этом, где узнать все тонкости, где обучиться. Также она рассказала (с 19 мин.) про поправки в КоАП. “Уже внесены некоторые изменения. Также рассматривается, например, возможность снижения административного штрафа на 50 %, если штраф уплачен в определенный период времени, как это работает сейчас со штрафами за нарушение правил дорожного движения”. 

(с 21 мин.) Заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Андрей Агапов рассказал о Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 гг, об основных его задачах и процессе реализации дорожных карт по содействию развития конкуренции в регионах. 


Он отметил, что в  результате проведенных мероприятий количество нарушений со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в 2020 году снизилось в 2 раза по сравнению с 2017 годом. Это достигается прежде всего выдачей предупреждений, а значит добровольным, более оперативным устранением нарушений органами власти. Кроме того, антимонопольный орган проводит обучение, внедряет антимонопольный комплаенс, а также доносит информацию в ходе публичных обсуждений - все это позволило добиться снижению нарушений со стороны органов власти. 


Кроме того, удалось обеспечить присутствие во всех отраслях экономики (за исключением монополистов и оборонной промышленности) не менее 3 х хозяйствующих субъектов, из которых не менее чем 1 относится к частному бизнесу. Количество ГУПов и МУПов снизилось на 31 %. Отменен внутрисетевой роуминг. 

Однако, по мнению Андрея Агапова, не все меры оказались достаточными для развития конкуренции. До сих пор высокой остается доля государственного сектора в экономике, монополизация рынков и недостаточна доля малых и средних предприятий “Надеюсь, что принятый в сентябре 2021 года нацплан затронет изменения в 15 отраслях экономики - торговле, образовании, транспорте, здравоохранении, электроэнергетике и прочих. И в итоге снизится доля организаций с государственным и муниципальным участием, а также снизится доля закупок у единственного поставщика - госкомпаний”, - сказал замруководителя Псковского УФАС. 


(с 31 мин). Начальник отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Наталья Юркина рассказала о государственных и муниципальных преференциях: что это такое, что может быть объектом преференций, кто может претендовать на льготу и в каких целях организация может ее использовать, а также о том, что не подпадает под понятие преференции - на что преференция не может быть предоставлена. Отдельно остановилась на том, как проходит рассмотрение заявлений на включение в преференцию.

Наталья Юркина сообщила, что в 2021 году было подано 6 заявлений на предоставление преференций -  2 в сфере культуры (льготная арендная плата для Союза художников, и помещение для музея железнодорожников) 1- в сфере охраны здоровья граждан (помещение для АО “Медицинская акционерная страховая компания”), 1 - в сфере соцзащиты (помещение для протезно-ортопедического предприятия) и 2 -  в сфере поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций (помещение для газеты “Великолукская правда” и АНО “Медиа 60”). Все указанные преференции были согласованы.


“Мы бы хотели, чтобы инструмент преференций использовался чаще, поскольку органы власти разных уровней имеют в своем распоряжении и неиспользуемые участки для продажи и для аренды, оставшееся от муниципальных предприятий оборудование, которое пылится на складах. Есть возможность предоставить льготы по аренде, например, малому бизнесу, на стартапы. Это хорошая поддержка. Хотелось бы, чтобы органы власти проводили ревизии того, что у них есть, и предоставлять без торгов, в качестве преференций тем, кому это необходимо», - резюмировала Наталья Юркина. 


(с 41 мин) Главный государственный инспектор Дарья Тимофеева рассказала о сговорах на торгах и противодействию заключению антиконкурентных соглашений.   Она напомнила, что за заключение антиконкурентного соглашения можно понести уголовную ответственность, в отличие от иных статей антимонопольного законодательства, по которым предусмотрена административная ответственность. Сговоры могут привести к искусственному росту цен, к отсутствию качественных товаров, растрате бюджетных средств. 


В 2021 году управлением было возбуждено 3 дела по признакам сговоров на торгах. Первое - картель при участии в аукционе по выполнению строительных работ. ООО “СМУ 7” и ООО “СМУ 8” не конкурировали друг с другом, а действовали в интересах друг друга, с целью победы на торгах. В стадии рассмотрения - соглашение между организатором и участником торгов при проведении аукционов на подключение новых инфекционных больниц к электрическим сетям: участник приступил к началу работ еще до того как были объявлены итоги торгов.  И третье - навязывание регоператором по обращению ТКО  ООО “Экопром» заключения лицензионного договора на использование товарного знака “Мехуборка”. Штрафы по картельным сговорам в 2021 году составили почти 12 с половиной миллионов рублей, они все обжалованы, но подтверждены судом. 

(с 49 мин).  В заключении мероприятия с докладом о недобросовестной конкуренции и нарушениях рекламного законодательства выступил главный специалист отдела товарных рынков и естественных монополий Алексей Кузьмин. Он сообщил, что в 2021 году ведомство рассмотрело 62 заявления на нарушения закона о рекламе, 26 антимонопольных дел возбуждено, 21 - рассмотрено, по ним приняты решения. Наиболее частое нарушение - смс спам, рассылка по электронной почте, нежелательные звонки, а также реклама алкогольной продукции. Сумма наложенных штрафов за 2021 год составила 382 тыс. рублей. Было выдано 8 предупреждений в адрес субъектов малого и среднего бизнеса. 


Запись публичных обсуждений правоприменительной практики за 2021 год можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=RhvOWAbrT0E

Приложенные файлы
Картели_2021-1640107822.ppt (1,7 МБ)
НДК_и_реклама-1640107899.ppt (2,6 МБ)
О_проекте_Национального_плана_развития_конкуренции_на_2021-2025_годы-1640107899.ppt (975,0 КБ)
Публичные_.Госзакупки-1640107899.ppt (1,8 МБ)
Публичные_(преференции)-1640107899.ppt (3,6 МБ)
Наверх