Результаты контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при реализации реформы по обращению с отходами на территории Псковской области.
18 июня 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Результаты контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при реализации реформы по обращению с отходами

на территории Псковской области.

 

         Напомню, что с 2018 года на территории РФ реализуется реформа по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

В соответствии с частью 4 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По результатам конкурсного отбора, в соответствии со ст. 5 Закона об отходах производства и потребления, 06 июня 2018 года Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства с ООО «ЭКОПРОМ» были подписаны Соглашения «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора №1» (далее – Соглашение №1) и «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора №2» (далее – Соглашение №2).

Указанные соглашения размещены на официальном сайте ГИС ЖКХ в разделе «Реестры», «Реестры информации об обращении с твердыми коммунальными отходами» (https://dom.gosuslugi.ru/#!/tkoregop/view/1f351e92-e0b3-4730-a2bc-bc092363d5b0), (https://dom.gosuslugi.ru/#!/tkoregop/view/2c270297-b2b7-4bdd-8015-d2646296c4c1

Оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности (пункт 4 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ).

Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 20.12.2018 № 250-тко утверждены для ООО «ЭКОПРОМ» предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области на 2019 год.

Таким образом, ООО «ЭКОПРОМ» приступило к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2019 года.

В соответствии с результатами анализа состояния конкуренции на рынке услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлено, что ООО «ЭКОПРОМ» является единственным участником указанного рынка на территории Псковской области в Зоне деятельности № 1 и Зоне деятельности № 2 доля ООО «ЭКОПРОМ» на данном товарном рынке составляет более 50%.

В связи с чем, положение ООО «ЭКОПРОМ» на рынке услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области в Зоне деятельности регионального оператора № 1 и в Зоне деятельности № 2 в силу действующего законодательства, признано доминирующим.

         В 2019 году

         1. Псковским УФАС России, по материалам прокуратуры Псковской области, направленных для рассмотрения по подведомственности 18 ноября 2019 года вынесено решение и выдано предписание по делу № 060/01/17-46/2019 о нарушении ООО «ЭКОПРОМ», ООО «МЕХУБОРКА СПБ», ООО «МЕХУБОРКА КЗН» части 1, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения между организатором торгов и участниками этих торгов, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий при проведении торгов на право заключения договоров на транспортирование твердых коммунальных отходов на территории Псковской области, в соответствии с Правилами проведения торгов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора».

По результатам вынесенного решения о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ЭКОПРОМ», ООО «МЕХУБОРКА СПБ», ООО «МЕХУБОРКА КЗН» вынесены постановления о назначении наказания по делу об административном нарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 42 292240 руб., 17 308240 руб. и 4 997000 руб. соответственно (64 597 480).

В настоящее время, вынесенное Псковским УФАС России решение и предписание по указанному делу, обжалуется в Арбитражном суде Псковской области.

2. ФАС России при рассмотрении материалов, связанных с установлением предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области ООО «ЭКОПРОМ» на 2019 год, установлены нарушения положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; пунктов 12, 14, 16 Основ ценообразования № 484, пунктов 8, 17,18 Правил регулирования № 484.

На основании выявленных нарушений ФАС России в адрес Комитета по тарифам и энергетике Псковской области выданы предписания от 01.11.2019 № СП/96056/19 (по северной зоне деятельности регионального оператора) и № СП/96059/19 (по южной зоне деятельности регионального оператора).

В 2020 году.

3. В Псковское УФАС России поступили жалобы Автономной некоммерческой организации «Коммунальный народный контроль по Псковской области» № 19-20/12-9 от 13.12.2019 (вх. № 1137-з от 13.12.2019), № 19-20/12-7 от 10.12.2019 направленная Главным федеральным инспектором по Псковской области от 11.12.2019 № А51-10-1584 (вх. 1156-з от 19.12.2019), № 20/01-01/ТКО от 05.02.2020 (вх. № 122-з. от 13.02.2020), обращение Общественного совета Псковской области в адрес Президента РФ В.В. Путина № 19-20/12-8 от 13.12.2019 перенаправленное в адрес Псковского УФАС России УМВД России по Псковской области (вх. № 7-з от 09.01.2020), обращение депутата Псковского областного Собрания депутатов Л.М. Шлосберга № ЛШ 2020/02-05-01 от 05.02.2020 (вх. № 104-з от 10.02.2020)  по вопросу нарушения порядка проведения торгов на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора Псковской области на 2020-2022 годы.

В своих обращениях заявители указывали на факты неправомерного формирования лотов, отсутствия в конкурсной документации разбивки объемов (массы) ТКО по видам и классам опасности отходов с учетом сезонной составляющей, ненадлежащее произведение расчета начальной максимальной цены контракта и недостоверность информации о местах передачи ТКО, также указывали на признаки аффилированности лиц.

         По результатам проверки соответствующих документов и материалов Псковским УФАС России 12.03.2020 возбуждено дело № 060/01/17-157/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области ООО «ЭКОПРОМ» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в частности: признаки нарушения формирования лотов (укрупнение) при проведении торгов; признаки нарушения условий конкурсной документации и условий исполнения контракта.

         По результатам заседания комиссии Псковского УФАС России по рассмотрению указанного дела назначено на 16.06.2020 в действиях комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразившееся в бездействии комитета.

В связи с наличием в действиях (бездействии) Комитета по строительству и жилищно-коммунального хозяйства признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в неисполнении обязанностей в организации деятельности по накоплению (в том числе их раздельного накопления), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов, на основании ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции» Псковским УФАС России будет выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем:

- внесения изменений в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Псковской области посредством приведения территориальной схемы в соответствие с действующим законодательством.

 

         4. По результатам рассмотрения поступившего заявления АО «Псковэнергоагент» (вх. № 154-з от 18.02.2020) в отношении действий по навязыванию невыгодных условий договора, выразившихся в понуждении к приобретению новых контейнеров в связи со сменой автотранспорта по транспортированию ТКО, которые приводят к ущемлению интересов потребителей и создают угрозу отказа регионального оператора от исполнения возложенных на него обязанностей по обращению с ТКО, в адрес ООО «ЭКОПРОМ» направлено  Предупреждение от 18.03.2020 № 1001/ОВ о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства  в срок до 10.04.2020.

         Предупреждение исполнено.

 

         5. Псковским УФАС России рассмотрено заявление Совета дома расположенного, в городе Пскове о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области ООО «ЭКОПРОМ» выразившихся в навязывании невыгодных условий договора потребителю услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

По мнению заявителей, пункты 9.2, 9.7 и 5.3.2 договора, заключенного Управляющей организацией с региональным оператором ООО «ЭКОПРОМ» от имени Потребителей (собственников жилья) не соответствуют действующему законодательству.

По результатам анализа договора для управляющих организаций Псковским УФАС России было установлено, что Договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, направленным ООО «ЭКОПРОМ» в адрес Управляющей организации, а также договором размещенном на сайте ООО «ЭКОПРОМ», предусмотрены разделы: «Термины и определения»; «1. Общие положения»; «4. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов»; «8. Порядок разрешения споров» не соответствующие форме типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержденной Постановлением № 1156 (далее – форма типового договора).

Также, договором установлены пункты не предусмотренные формой типового договора.

Ряд пунктов по содержанию не соответствуют форме типового договора.

Кроме того, условия Пунктов 6.1., 6.2., 6.3 раздела 5 по расчету количества твердых коммунальных отходов с указанием формулы для расчета количества ТКО, исходя только из нормативов ТКО, противоречит нормам установленным Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее – Правила № 505).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Согласно пункту 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил № 505.

Таким образом, Правилами № 1156 и Правилами № 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы ТКО.

Таким образом, действия ООО «ЭКОПРОМ» по направлению хозяйствующим субъектам проектов договоров, а также по размещению на официальном сайте регионального оператора: ro-pskov.ru проекта договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с условиями сформулированными в редакциях отличных от императивной нормы типового договора, утвержденного Правилами № 1156, а также в нарушении норм установленных Правилами № 505, нарушают требования антимонопольного законодательства, поскольку потребителю навязываются условия договора, не выгодные для него и содержат признаки недобросовестности.

По результатам рассмотрения в связи с наличием в действиях ООО «ЭКОПРОМ» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которое выразилось в навязывании невыгодных для потребителя условий договора направлено  Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства  в срок до 01 июня 2020 года.

Данное Предупреждение исполнено.

 

         6. В настоящее время в Псковском УФАС России находятся на рассмотрении заявления ООО «АСПО» от 26.03.2020 № 177 и ООО «СпецТрансКом» от 27.03.2020 № 22 по признакам нарушения ООО «ЭКОПРОМ» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие).

         7. ФАС России при рассмотрении материалов, связанных с установлением предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области ООО «ЭКОПРОМ» на 2020 год, установлены нарушения положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; пунктов 12, 14, 16, 42, 90 Основ ценообразования № 484, пунктов 17,18, 22 Правил регулирования № 484, пунктов 26, 89 Методических указаний № 1638/16.

На основании выявленных нарушений ФАС России в адрес Комитета по тарифам и энергетике Псковской области выданы предписания от 01.06.2020 № СП/46095/20 (по северной зоне деятельности регионального оператора) и № СП/46087/20 (по южной зоне деятельности регионального оператора) со сроком исполнения 1 июля.

 

Наверх