Доклад: Результаты контроля антимонопольного законодательства на товарных рынках и в сферах деятельности субъектов естественных монополий
18 июня 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Результаты контроля антимонопольного законодательства на товарных рынках и в сферах деятельности субъектов естественных монополий

 

  1. Во втором квартале 2020 г. рассмотрено 27 заявлений по признакам нарушения антимонопольного законодательства на товарных рынках и сферах естественных монополий, по результатам рассмотрения выдано 3 предупреждения о прекращении нарушений и возбуждено 3 дела о нарушении антимонопольного законодательства. Кроме того, рассмотрено 7 заявлений о нарушении порядка технологического присоединения к сетям естественных монополий, по результатам вынесено 3 постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ на сумму штрафов 800 000 рублей. По остальным заявлениям проводятся административные расследования.

 

  1. Во втором квартале, как известно, экономика работала в сложных условиях, связанных с пандемией коронавируса.  

          Правительством РФ издано постановление от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которому поставщикам запрещено взимать пени за просрочку оплаты коммунальных услуг до 01 января 2021 года.

         В этой связи в управление поступали обращения от субъектов естественных монополий, вправе ли они производить отключение ресурсов в связи с задолженностью. Для дачи разъяснений законодательства обращения перенаправлены в ФАС России. Наша позиция – в тяжелых экономических условиях ресурсоснабжающие организации должны поступать в каждом конкретном случае с учетом ситуации в рамках закона. Стоит отметить, что жалобы о прекращении поставки коммунальных ресурсов потребителям либо об угрозах отключения в наш адрес не поступали.

 

           Остановлюсь на наиболее интересных заявлениях и делах в закрепленной сфере контроля.

 

В сфере электроэнергетики:

 

Участились случаи обращения по вопросам технологического присоединения к электрическим сетям.

           Так, в управление из прокуратуры Плюсского района поступило заявление гражданки <……..> в отношении действий ПАО «МРСК Северо-Запада» по невыполнению условий Договора об осуществлении технологического присоединения и аналогичных договоров с другими заявителями в д. Ктины Плюсского района.

Из материалов заявления следует, что 14.08.2018 между  ПАО «МРСК Северо-Запада» и гр. <……..> заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее – Сетевая организация) (далее – Договор).

В соответствии с пунктом 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения договора - 14.08.2019.

В пункте 10 Договора установлен размер платы за технологическое присоединение – 10 075,74 руб.

Согласно п. 13 Технических условий (далее – ТУ) к договору № 7602336/18-002 от 12.09.2018 сетевая организация  осуществляет новое строительство ТП-10/0,4 кВ (совместно с ТУ, выданными еще 6 заявителям).  

В ходе рассмотрения заявления гр. <……..> установлено, что ПАО «МРСК Северо-Запада» заключено всего 7 договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объектов, расположенных в  д. Ктины Плюсского района.

Как следует из ТУ указанных договоров, мероприятия по выполнению технологического присоединения объектов (в основном, жилые или дачные дома) взаимосвязаны и все ТУ предполагают строительство сетевой организацией  ТП-10/0,4 кВ,  у всех точка присоединения – концевая опора проектируемой ВЛИ-0,4 кВ у границы участка Заявителя.

Согласно представленному в ходе административного расследования  объяснению ПАО «МРСК Северо-Запада»  в рамках заключенных договоров ТП филиалу необходимо выполнить работы по строительству воздушной линии электропередач ВЛ-10 кВ протяженностью 1940 метров, трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ мощностью 63 кВА и строительству воздушной линии ВЛИ-0,4 кВ длиной 343 метра.

Для выполнения строительно-монтажных работ заключен договор подряда № 76-Н82-СМР от 20.05.2019 с подрядной организацией ООО «Горизонт» в соответствии с утвержденной проектной документацией. 

В соответствии с Календарным планом строительства, предусмотренным договором, подрядчик должен был выполнить весь объем работ по договору до 30.09.2019. В настоящее время подрядчиком не выполнены работы в части установки опор на землях лесного фонда. Для выполнения этих работ требуется изготовление проекта освоения лесов, согласование разрешительной документации, проведение государственной экспертизы, которая занимает до 9 месяцев.

Сетевая организация сообщила, что на дату представления объяснения силами подрядной организации ведется разработка проекта освоения лесов.

 Заявители, не дождавшись выполнения обещаний сетевой организации и подрядчика, обратились с жалобой в Администрацию Псковской области, которая была перенаправлена в прокуратуру Плюсского района и в Псковское УФАС России по подведомственности.

На момент подачи заявления в антимонопольный орган мероприятий по технологическому присоединению в отношении энергопринимающих устройств 7 заявителей не осуществлено.

Довод ПАО «МРСК Северо-Запада» о наличии объективных причин для нарушения срока выполнения мероприятий отклоняется ввиду нижеследующего.

Несоблюдение договорных обязательств подрядной организацией не является объективной причиной неосуществления технологического присоединения со стороны сетевой организацией, на которую возложена законная обязанность   Правилами № 861 и договорами с заявителями.

 

В соответствии с пунктом 6.1 Договора Сетевая организация взяла на себя обязательства надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства Заявителя, указанные в технических условиях.

Согласно пункту 16.3 Правил № 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12 (1) - 14 и 34 данных Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Между тем, в нарушение пункта 6.1 Договора, пункта 16.3 Правил № 861 ПАО «МРСК Северо-Запада» не исполнило  необходимых мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопотребляющих устройств потребителя к электрическим сетям, ссылаясь на недобросовестные действия подрядной организации. Однако никаких мер по расторжению договора с подрядной организацией, по привлечению к ответственности за невыполнение обязательств по договору сетевой организацией не принято. 

 Таким образом, УФАС пришло к выводу, что действия ПАО «МРСК Северо-Запада» по неосуществлению технологического присоединения заявителей в сроки, предусмотренные договорами, совершены с нарушением условий Договора и пунктов 3, 6, 16.3 Правил № 861.          

         Ответственность за указанное нарушение  предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ «Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)».

05.06.2020 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» составлен протокол об административном правонарушении за нарушение порядка присоединения по ч.2  ст.9.21 (это повторное нарушение, штраф в двойном размере), вынесение постановления о привлечении к административной ответственности назначено на 19.06.2020. 

 

         В сфере газоснабжения и подключения к газовым сетям

 

  1. Предупреждение АО «Газпром газораспределение».

 

В Псковское УФАС поступила жалоба от ООО «ГазРесурс» на АО «Газпром газораспределение Псков» по уклонению от подписания соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения.

ООО «ГазРесурс» является специализированной организацией и по договорам, заключенным с управляющими компаниями и частными лицами, осуществляет содержание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, но для того, чтобы осуществлять свою деятельность, необходимо аварийно-диспетчерское обеспечение, которое может предоставить только «Газпром», однако, по словам заявителя, последний уклоняется от подписания соглашения.

В соответствии с действующим законодательством, газораспределительная организация не вправе отказать организации, которая заключила договоры о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования с управляющими компаниями или собственниками помещений в многоквартирных домах, в заключении соглашения.

Антимонопольный орган увидел в действиях АО «Газпром газораспределение Псков» признаки нарушения федерального закона «О защите конкуренции» и вынес предупреждение о прекращении действий, препятствующих подписанию соглашения с ООО «ГазРесурс».

«Газресурс» и «Газпром» осуществляют деятельность на одном товарном рынке, осуществляют техническое обслуживание газового оборудования. По мнению заявителя, уклоняясь от подписания соглашения, компания ограничивает конкуренцию, не пуская на рынок другие специализированные организации. Жалобы на высокие цены на обслуживание регулярно поступают в наше ведомство. Чем больше на рынке будет таких организаций, тем ниже будут цены, потребители в этом заинтересованы»

 

Рассмотрев жалобу АО «ГазРесурс» на АО «Газпром газораспределение Псков» по уклонению от подписания соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения, управление усмотрело в действиях ГРО  признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и вынесло предупреждение о прекращении действий, препятствующих подписанию соглашения с ООО «ГазРесурс».

В соответствии с действующим законодательством, газораспределительная организация не вправе отказать организации, которая заключила договоры о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования с управляющими компаниями или собственниками помещений в многоквартирных домах, в заключении соглашения.

29 мая 2020 года АО «Газпром газораспределение Псков» исполнило предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, выданное управлением 20.05.2020.

На основании предупреждения Псковского УФАС России АО «Газпром газораспределение Псков» заключило с ООО «ГазРесурс» соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, подписав его с протоколом разногласий. Теперь стороны вправе урегулировать разногласия в правовом порядке. Главное – препятствия для ООО «ГазРесурс» по осуществлению деятельности на рынке по обслуживанию газового оборудования устранены.

Напомним,  что в случае исполнения предупреждения антимонопольного органа дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается.

Предупреждение – это пресекательная мера антимонопольного реагирования, которая позволяет антимонопольным органам указать на допущенные хозяйствующим субъектом нарушения антимонопольного законодательства, не привлекая его к ответственности. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган вправе принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Надеемся, что мы помогли решить ООО «ГазРесурс» спорный вопрос, касающийся вопросов обслуживания газового оборудования, актуального для всех собственников жилья в Псковской области.

 

  1. Судебная практика

 

           В Арбитражном суде в стадии  рассмотрения 2 дела об обжаловании 2 постановлений о привлечении к административной ответственности, вынесенные в отношении  АО «Газпром газораспределение Псков», когда Газпром заключил договоры о ТП с гражданами по льготному тарифу в размере 47 тыс. руб., установленному Комитетом по тарифам, а в ходе исполнения предложил подписать дополнительное соглашение об увеличении платы за подключение свыше 600 тысяч рублей, в противном случае расторгают договор. Увеличение платы возникло в связи с необходимостью пересечения автомобильной трассы методом ГНБ по требованию ГБУ «Псковавтодор». Позиция управления заключается в том, что договор должен быть исполнен на первоначальных условиях, а урегулировать отношения с Псковавтодором должен Газпром либо получить разрешение на проход трассы наземным способом, что не запрещено, либо оплатить работы за свой счет с последующим возмещением выпадающих доходов в тарифах, что предусматривает законодательство о ценообразовании. Все эти вопросы сейчас рассматриваются в Арбитражном суде.

 

  1. В первом квартале мы рассказывали о ситуации с продажей населению газовых баллонов.

 

Напомним, что с начала нынешнего года в управление поступило большое количество жалоб по вопросу повышения стоимости сжиженного баллонного газа для населения.  Цена 50-литрового  газового баллона поднялась с 500 до 800 рублей. При этом стоимость доставки одного баллона увеличилась со 112 до 266 рублей.

На 2020 год регулируемые тарифы на сжиженный бытовой газ в баллонах установлены двум хозяйствующим субъектам - ООО «Псковтрансгаз» и ООО «Союз».

Однако, если ранее, до 2020 года устанавливалось два тарифа: на сжиженный газ – отдельно и на стоимость доставки – отдельно, то начиная с 1 января 2020 года в связи с изменениями законодательства регулированию подлежит только стоимость газа, регулирование цен на собственно доставку газа в баллонах отменено.

Таким образом, стоимость доставки с 2020 года не включается в регулируемый тариф и цена на баллонный газ с доставкой формируется  газоснабжающими организациями самостоятельно. В связи с этим цена на газовый баллон для населения в Псковской области выросла более чем на 40 процентов.

В связи с отсутствием полномочий по проверке тарифов было решено обратиться в Федеральную антимонопольную службу с просьбой проверить обоснованность установленных в Псковской области тарифов на сжиженный газ в баллонах.

29.05.2020 мы получили ответ из ФАС России о том, что ФАС России намерено обратиться с предложением в Правительство Российской Федерации о временном ведении государственного регулирования доставки сжиженного газа в баллонах.

ФАС России при проверке обоснованности установленных Комитетом по тарифам и энергетике Псковской области тарифов на сжиженный газ в баллонах, реализуемый населению на основании проведенных расчетов пришла к выводу, что Комитетом установлена цена на газ ниже экономически обоснованной цены. При этом для того, чтобы рост тарифа не превышал установленный Указом губернатора Псковской области от 04.12.2019 № 135-УГ предельного индекса платы граждан за коммунальную услугу, в областном бюджете предусмотрена субсидия для газоснабжающих организаций.

По поводу стоимости доставки ФАС России отмечает: в соответствии с пунктом 79 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 размер платы за доставку бытового газа в баллонах и твердого топлива к месту, указанному потребителем, устанавливается по соглашению сторон.

Вместе с тем,  принимая во внимание сложившуюся экономическую ситуацию, связанную с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, возникшие сложности осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, в целях недопущения резкого роста стоимости конечного продукта и, как следствие, исключение социальной напряженности и негативных последствий для потребителей, ФАС России считает  возможным проработку вопроса о временном введении государственного регулирования доставки сжиженного газа в баллонах.

   

Контроль цен на нефтепродукты, реализуемые на АЗС.

 

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ФАС России в рамках полномочий осуществляет контроль цен на нефтепродукты, реализуемые на АЗС. Начиная с июня 2018 года, Псковским УФАС России в ежедневном режиме осуществляется мониторинг розничных цен АЗС крупных операторов рынка – ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт»,  ООО «Псковнефтепродукт», ООО «Петербургская топливная компания». Как известно, по достигнутому соглашению с 30 мая 2018 года цены были «заморожены». По данным проводимого мониторинга в Псковской области цены на автомобильный бензин АИ-92, АИ-95 у перечисленных операторов с 30 мая 2018 г. до 22.12.2018 оставались неизменными.

Правительством Российской Федерации приняты меры по сдерживанию цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. В соответствии с протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. от 31.10.2018 № ДК-П9-206пр для предприятий нефтепродуктообеспечения установлены индикативные уровни цен по видам топлива и по регионам РФ.  Действуют такие уровни и в Псковской области. ФАС поручено контролировать соблюдение предельных уровней и в случае превышения принимать меры. Розничные цены реализации нефтепродуктов на АЗС Псковской области не превышают установленные Правительством РФ индикаторы.

Указанным протоколом установлено, что темп роста розничных цен на реализуемые нефтепродукты с 1 января 2019 года не должен превышать 1,7 процента (с учетом увеличения ставки НДС), с 1 февраля 2019 г. – более прогнозного среднегодового уровня инфляции в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год (это, как известно, 4,6%).

При каждом повышении цен управление просит операторов рынка представить обоснование с документальным подтверждением и в случае необоснованного повышения может рассмотреть действия на наличие нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены.

По данным проводимого мониторинга в Псковской области в 2020 году цены на нефтепродукты в Псковской области оставались стабильными на протяжении длительного периода и не менялись с августа 2019 года до весны 2020 года. 

С 1 мая произошло снижение средней розничной цены на АЗС «Псковнефтепродукт» на бензин марки АИ-92 с 42,58 руб. до 42,25 руб/1 л (на 0,33 руб. или 0,8 %).

В июне текущего года цены на АЗС начали расти вверх у всех операторов.

С 8 июня выросли цены на АЗС ООО «Петербургская топливная компания»: на бензин АИ-92 на 20 коп. за 1 л (+0,5%) и на бензин АИ-95 на 20 коп. за 1 л. (+0,4%).

С 14 июня увеличились цены на АЗС «Псковнефтепродукт» на бензин АИ-92 на 10 коп. за  1 л (+0,2%) и на дизельное топливо летнее на 26 коп. за 1 л. (+0,5%).

С 15 июня выросли цены на АЗС «Лукойл» на бензин марки АИ-92 на 30 коп. за 1 л (+0,7%), на бензин АИ-95 на 30 коп. за 1 л. (+0,6%), на дизельное топливо на 21 коп. за 1 л. (+0,4%). 

 

 

В сфере обращения с ТКО

 

Рассмотрено заявление АО «Псковэнергоагент» в отношении действий регоператора по ТКО ООО «Экопром», выразившихся в требовании заменить металлические контейнеры на пластиковые. Выяснилось, что аналогичные требования были направлены еще 30 ХС. Регоператор сменил перевозчика, а у него другой транспорт с задней загрузкой, в связи с этим Экопром решил обязать потребителей приобрести пластиковые контейнеры за свой счет. Считаем, что действия незаконные, содержат признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, ущемляют интересы потребителей, создают угрозу для прекращения вывоза отходов. Регоператору направлено предупреждение от 18.03.2020 о прекращении действий и отзыве всех направленных уведомлений.

10.04.2020 Экопром исполнил предупреждение, все уведомления отозваны.

 

По заявлению Совета МКД на ул. Западной в г. Пскове 27.04.2020 выдано Предупреждение ООО «Экопром» по признакам нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции. Совет дома пожаловался, что договор, заключаемый регоператором с УК, не соответствует типовой форме, установленной законом, и содержит невыгодные условия для управляющих компаний и собственников.

01.06.2020 предупреждение исполнено, договоры с УК приведены в соответствие с типовой формой.   

 

Приложенные файлы
Результаты_контроля_за_2_квартал_2020_г._сайт-1592818827.doc (77,0 КБ)
Наверх